Смысл фрагмента из текста: «Валька Зыков ушел, гордо …

Как вы понимаете смысл фрагмента из текста: «Валька Зыков ушел, гордо подняв неширокие плечи, ушел потому, что не смог соблюсти своих принципов и подавить свою доброту».

Валька Зыков не принял благодарности, потому что нарушил свои моральные принципы и ему это необходимо было обдумать, понять. Противоречие между соблюдением принципов и добротой, товариществом тяжким грузом легло на его плечи. Ушёл гордо, потому что не смирился.



ТЕКСТ:

В юности у меня был друг Валька Зыков, человек очень необычный — строгий, твердый, серьезный, что такое человеческие слабости, не знающий компромиссов .

Когда Вальке исполнилось тринадцать лет, в этот исторический день он показал мне написанное им заявление, адресованное неизвестно кому, о том ,что с этого дня он берет на себя обязательство никогда не врать. Я отнесся к этому заявлению скептически и недоверчиво.

— Во-вторых, это неинтересно .

— Во-первых, это невозможно – сказал я ему.

Он посмотрел на меня светлыми, спокойными близорукими глазами первого отличника и не унизился до ответа.

Однажды Валька зыков прогулял школу. Обычно нас спрашивали, почему мы отсутствовали. Врал как мог Я, например обычно кого-нибудь встречал или провожал: уезжал мой отец ,то уезжала куда-то мать, то улетела срочным рейсом моя неугомонная бабушка.

— У тебя не семья ,а подвижной состав ,-вздыхала классная руководительница и отмечала в журнале: <<Отсутствовал по уважительной причине>>.

— Что случилось с тобой, Зыков?

Мрачно стукнула доска парты, волны бешеного шепота захлестали по классу : это Вальке подсказывали надежные и правдоподобные причины …Валькины глаза были печальны и ясны …

— Что случилось с тобой, Зыков? Может быть, ты переутомился, плохо себя чувствовал? — подсказывая ему выход, тихо и сочувственно говорила ему учительница .

— Нет, я не был болен, — твердо ответствовал Зыков.

— Я бы полностью и абсолютно здоров. Он задумался на секунду и дрогнувшим, но громким голосом произнес: — Я прогуливал.

Стон недоумения и отчаяния пронесся по классу:
— А-ах!

И классная руководительница проговорила проникновенно и устало:

— Ты праведный мальчик, Зыков.

И мелким четким почерком она поставила в журнале :<<Отсутствовал по неуважительной причине >>.

30) Когда после уроков мы возвращались домой, Зыков шёл впереди нас, одинокий и скорбный, как Джордано Бруно.

Я верил Вальке. Валька был моим рыцарем правды, всегдашним укором моей совести….

Однажды я сыпался на экзамене по истории, утопая в пучине дать и событий, и, утопая, я кинул Вальке белый флаг, я взмолился о помощи. Я знал , что он выучил историю назубок.

— Подскажи, Валька, — прошептал я.

И тут я вспомнил: это же Валька Зыков, не знающий компромиссов…этот разве подскажет! Я безнадежно и устало посмотрел на него. Лицо его мучительно искривилось. Он страдал. Он был слишком правдив, чтобы подсказать, и слишком добр, чтобы дать мне утонуть. И он мучился, Валька Зыков, зажатый в тисках своей принципиальностью и своей добротой.

— Ну-с, в каком же году это произошло?!- риторически произнес я и развел руками.

И тут я увидел, как разверзлись побледневшие уста моего друга, как дрогнули его непримиримые губы. Прерывающимся шепотом он произнес дату. Я был спасен.

После экзамена я кинулся к нему. Я хотел его обнять, я хотел сказать ему самые прекрасные слова. Он отстранил меня твердой рукой, не принял моей благодарности. Он ушел, гордо подняв неширокие плечи, ушел потому, что не смог соблюсти своих принципов и подавить свою доброту. Я понял, как я был жесток, поставив его перед этим выбором.

А потом мы стали взрослыми.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *