*****
1. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?
Поэт призывает обучаться не просто «у дуба, у берёзы», а у всей природы в целом. Дуб старый, древний, мудрый; он много жил и много видел, может многому научить. Берёза гибкая, нежная, ласковая и красивая. Зная как тяжела земная жизнь, он проводит параллель между природой и человеком. Поэт показывает, как в суровые холода и метели деревья, сыновья природы, стойко и мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат…»
2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?
Зима у поэта предстаёт таковой беспощадной, так как это не просто зима, а олицетворение всех проблем на пути человека, которые он должен стойко преодолеть.
Сильный холод и завывание ветра с первой строки стихотворения в звуках «у» (повторяется 5 раз!). Зима “жестокая”. Очень холодная. Даже страшно холодная. А восклицательный знак делает её ещё злее и ужаснее. Деревья стойко и мужественно переносят жестокий мороз. У деревьев «застыли слезы» (метафора), «треснула…кора». Но деревья противостоят лютой зиме, они «стоят, молчат». Эпитеты «злей метель», «сердито рвет последние листы», «за сердце хватает холод лютый» , подчеркивают нарастание зимы и ее суровость.
Краткосрочные радости ясных вешних дней передают последующие эпитеты и олицетворения: «промчится гений», «теплом и жизнию дыша», «ясных дней», «новых откровений».
3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает А.А.Фет в своём стихотворении?
Нет, поэт проводит параллель “человек – природа”. Через метаморфозы природы поэт показывает, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый».
Автор призывает людей стойко и мужественно переносить невзгоды жизни, горести, трудности — «зиму» (метафора) , учиться у деревьев стойкости.
Последняя строфа переносит в мир надежды — в мир «весны», которые противостоят «зиме».
Поэт вселяет надежду на тепло весны и новое дыхание жизни. И эта надежда, вера помогает человеку лечить «скорбящую душу».
4. Как вы понимаете значение фраз:
«Учись у их — у дуба, у берёзы…»
Дуб старый, древний, мудрый; он много жил и много видел, может многому научить. Берёза гибкая, нежная, ласковая и красивая. Поэт призывает учиться стойкости и выносливости у дуба и березы.
«Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора».
“Слёзы” – метафора, т.к. деревья не умеют плакать как мы.
Слёзы бывают у людей. Мы похожи на деревья, а они – на нас. “Напрасные” – значит плакать бесполезно. Зима не сжалится и теплее не станет. Мы плачем от горя и беды, деревья – от страшного холода, но ничего не изменим ни мы, ни они. Народная мудрость: “Слезами горю не поможешь”. Поэтому слезу напрасны.
Кора – это одежда дерева. Часть одежды, есть ещё листья.
Зимой из “одежды” есть только кора, и она должна защищать. Дерево хочет “закутаться” и “спрятаться” под корой, но она только треснула от этого. Как и со слезами. Ничего не помогает.
Человек может прятаться от беды дома, одевать одежду. Притворятся, и хотя наша “кора” не “трескается”, от беды и горя не уйдёшь, это внутри нас.
«Но верь весне. Её промчится гений,»
Автор учит верить. Ведь деревья верят в то, что весна будет. Она ведь всё равно будет. Весна тёплая, красивая, добрая. И всё будет хорошо. И для деревьев, и для нас. Для деревьев “гений” – это тепло, ведь им было холодно. А для нас – какое-то хорошее событие или помощь друга.
Придет время и неожиданно произойдет какое-то доброе событие, появиться верный друг, который поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа».
Спасибо! Вы мне помогли!
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.