1. Как вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?
Название произошло не только от внешности (комплекции) героев этого рассказа. Чехов описал два типа людей: «толстые» — богатые, успешные, занимающие высокое положение, довольные жизнью, и “тонкие” – бедные, не уверенные в себе, трусы, подхалимы, лицемеры — это все, кто готов унижаться добровольно. Фамилия не важна, важна сущность “тонких” и “толстых».
Этот рассказ смешной и грустный одновременно. Смешно от того, что «тонкий» так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, как высоко сейчас стоит его друг детства (побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой, от лица и глаз посыпались искры, съёжился, сгорбился, сузился, вся семья сузилась, пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец, “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”). С другой стороны это обидно, так как таких людей, как «тонкий», на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуть выше их по карьерной лестнице. В среде чиновников, когда подчиненные унижаются, — это привычное дело.
Чехов смеется над такими людьми, но это смех сквозь слезы. Ему обидно за тех людей, которые “умерли душой”! Мелкий чиновник в изображении Чехова — это пресмыкающийся, лицемерный, трусливый человек. Очень жалким выглядит человек, который добровольно унижается.
Чехов высмеивает в «тонком» такие качества как: трусость, лицемерие, чинопочитание, холопство, самоуничижение, подхалимство, заискивание, подобострастие, угодливость.
Со страниц рассказа Чехов призывает всегда оставаться достойным человеком, с честью себя вести на любой должности, нельзя быть “тонким». Он считал, что в человеке все должно быть прекрасно.
2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?
Порфирий «тонкий», когда он вызнал о сегодняшнем положении друга детства, начинает повторять рассказ о собственной семье. Теперь «тонкий» видит перед собой не друга детства, а высокопоставленное лицо. У него появляется страх перед высоким чином, перед человеком, который занимает высокое положение в обществе, он ощущает неравенство. Порфирий «тонкий» считает необходимым представиться заново высокопоставленному лицу, угодить ему, «уважить», выказать свое «почтение». И он уверен, что так и нужно поступать, когда перед тобой начальник.
Хотя, как видно, «толстому» было приятнее разговаривать с ним, как с другом детства («поморщился, к чему это чинопочитание», «хотел возразить, но стошнило», «толстый отвернулся от тонкого, подал ему на прощание руку»).
3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому?
Думаю, рассказ не стал бы смешнее, если бы в нем был мотив служебной подчиненности. У «тонкого» такой нрав и сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед всеми вышестоящими людьми.
4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?
Вместе с Порфирием изменяются и вещи, и вся его семья (мимика, жесты, позы) : «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Всем своим существом «тонкий» стремился «выказать почтение» высокому начальнику. Он привил трусость, лицемерие, подхалимство, унижение, раболепно и всем членам своей семьи.
«Толстому» стала противна неискренность, деланность «тонкого». У него появилось негодование и брезгливость к «тонкому», поэтому он повернулся и ушёл: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
В то же время, при внимательном чтении, контраст между Толстым и Тонким обнаруживается не только в настоящем, но и в прошлом.