— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а.. . — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!. . Никому, никому!. . Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Хотелось бы сегодня порассуждать о цитате из книги Николая Гоголя «Тарас Бульба»: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек». О каком товариществе ведет речь главный герой? О патриотизме? О том, чтобы вместе любить родную землю и бороться с врагом? Но надо не забывать, что у так называемого врага тоже есть свои идеалы, принципы, то, ради чего он живет. Война когда-нибудь проходит, а страшный осадок остается на всю жизнь. Не плакал ли Тарас Бульба в подушку из-за того, что ради мнимых принципов убил свое дорогое дитя? Почему сын оказался не дороже навязанных кем-то извне идей? Вот и сейчас идет война – уже в современном мире. И самое страшное, что не разберешь – где же настоящий враг. Одни за тех, другие – за этих. Что бы написал Гоголь, видя подобные события? Но вернусь к повести «Тарас Бульба». Я не осуждаю Андрея. Он впервые полюбил по-настоящему и решил защитить девушку от тех, кого раньше считал своими товарищами, а теперь видел в них потенциальную опасность для любимой. Жаль. Очень жаль – отец не смог понять своего дитя и обрек его на смерть. А последующие поколения восхищались поступком «героя» Тараса Бульбы. Хотя теперь уже, в наше время, мнение об этом неоднозначное.
Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине».