Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ и учёный. Годы жизни: 384 до нашей эры — 322 до н. э.. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Является основоположником формальной логики и создателем системы понятий, до сих пор влияющих на стиль научного мышления и содержащихся в философском лексиконе. В 335 до н. э. основал Ликей, или перипатетичекую школу. Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Политика».

  • Относительно избрания должностных лиц нужно заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают. 
  • Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
  • Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.
  • Количество — это то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.
  • Не следует требовать от оратора научных доказательств, точно так же как от математика не следует требовать эмоционального убеждения.
  • Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.
  • В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
  • Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.
  • В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.
  • Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости. 
  • Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.
  • Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.
  • Добродетель делает правильной цель, а рассудительность — средство для ее достижения.
  • Как преуспеть ученикам? — Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
  • Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
  • Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.
  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
  • Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. 
  • Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.
  • В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
  • Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.
  • Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
  • Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.
  • Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.
  • Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.
  • Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.
  • Пословица — сохранившийся обломок древней философии.
  • Честь — это награда, присуждаемая за добродетель.
  • Достоинство стиля заключается в ясности. 
  • Город — единство непохожих.
  • Из двух зол выбирай меньшее.
  • Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
  • Благодарность быстро стареет.
  • Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.
  • В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
  • Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
  • Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.
  • Друг всем — ничей друг.
  • Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
  • Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
  • Жизнь требует движения.
  • Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
  • Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.
  • Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.
  • Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
  • Многое может случиться меж чашей вина и устами.
  • Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
  • Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
  • Надежда — это сон наяву.
  • Наслаждаться общением — главный признак дружбы.
  • Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
  • Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.
  • Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
  • О, друзья мои! Нет на свете друзей!
  • Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
  • Преступление нуждается лишь в предлоге.
  • Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
  • Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
  • Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.
  • Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
  • Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.
  • Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.
  • У кого есть друзья, у того нет друга.
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
  • Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.
  • Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
  • Человек по своей природе есть существо общественное.
  • Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.
  • Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.
  • Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
  • Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
  • Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.
  • Все льстецы — прихвостни.
  • Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.
  • Деяние есть живое единство теории и практики.
  • Друг — это одна душа, живущая в двух телах.
  • Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
  • Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же.
  • Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
  • И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени — как мы имеем обыкновение говорить: «точит время», «все стареет от времени», «все со временем забывается», но не говорим: «научился от времени» или «сделался от времени молодым и красивым», ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.
  • Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.
  • Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно — это дано не каждому.
  • Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
  • Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
  • Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
  • Мудрость — это самая точная из наук.
  • Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.
  • Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.
  • Назначение человека — в разумной деятельности.
  • Начало есть более чем половина всего.
  • Не любит тот, кто не любит всегда.
  • Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
  • Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.
  • Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
  • Платон — друг, но истина дороже.
  • Привычка находить во всем только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.
  • Раб предпочитает раба, господин — господина.
  • Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
  • Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.
  • Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом.
  • «Теперь» — каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.
  • Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.
  • У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
  • Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
  • Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
  • Человек — это то, что он постоянно делает.
  • Ясность — главное достоинство речи.
  • Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
  • Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *