Александр Блок – русский поэт-символист. Годы жизни: 16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921. Лирика Блока формировалась под воздействием романса. Отличительной особенностью его психической организации является парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного выраженное в его стихах. Александр Блок был очень чувствителен к повседневным впечатлениям, окружающим его людям и звукам города. Одним из первых его стихотворений написанное в духе символизма было «Стихи о прекрасной даме», написанное в 1906 году. Наиболее известны его циклы стихов: «Город» написанный в период 1904 – 1908 годов, цикл «Снежная маска» изданный в Санкт – Петербурге в 1907 году, цикл «Страшный мир» 1908 – 1916 годы, цикл «Возмездие» 1907 -1917 годы, цикл «Ямбы» 1907 – 1914 годы, а так же цикл стихов «Родина» написанный в 1907 – 1917 годах.
- И вечный бой! Покой нам только снится.
- Какие ж сны тебе, Россия, какие бури суждены?
- О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь?
- Только влюбленный Имеет право на звание человека.
- Смысл жизни заключается в беспокойстве и тревоге.
- Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка.
- Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!
- Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!
- Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
- Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего.
- Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай.
- Я верю: новый век взойдет средь всех несчастных поколений.
- И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль.
- Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь.
- Ты твердо знаешь: в книгах — сказки, а в жизни — только проза есть.
- Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния.
- Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
- Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет.
- Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
РСФСР.
- Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать.
- Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
- Что, если сердце бурно оборвется?
- Ты знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовешь? - Мои мечты — священные чертоги,
Моя любовь — немеющая тень. - Когда мы любим безотчетно,
Черты нам милого лица,
Все недостатки мимолетны,
Его красотам нет конца. - Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. - Есть времена, есть дни, когда
Ворвется в сердце ветер снежный,
И не спасет ни голос нежный,
Ни безмятежный час труда. - Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где Тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума. - Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет. - И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило. - Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
- Познай, где свет, — поймёшь, где тьма.
- Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) — только минутное потрясение. Дальше идёт «привычка» — вонючее чудище.
- Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там. - По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят. - Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать. - Читать надо не слишком много и, главное, творчески. <…> Ко всякому автору надо относиться внимательно, — и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов.
- Петербург — самый страшный, зовущий и молодящий кровь — из европейских городов.
- Всё в мире — кружащийся танец
И встречи трепещущих рук. - Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами! - Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла… - В море одна лишь волна — быстротечная.
В небе одна лишь звезда — бесконечная.
В мире одна лишь душа — вечная. - Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута? - Забудешь ты мою могилу, имя…
И вдруг — очнешься: пусто; нет огня;
И в этот час, под ласками чужими,
Припомнишь ты и призовешь — меня! - Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал! - Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне. - Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.
- Чем хуже жить – тем лучше можно творить, а жизнь и профессия несовместимы.,
- Лучшая пора жизни – ночью перед сном, когда всё тихо, – читать в постели – тогда иногда чувствуешь, что можно бы стать порядочным человеком.
- Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!
Воскреснем? Погибнем? Умрем? - Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времён… - Не слушайте нашего смеха, слушайте ту боль, которая за ним.
- Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
- Я никогда не мечтал о чуде —
И вы успокойтесь — и забудьте про него. - Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь. - И после странствия земного
В лучах вечернего огня
Душе легко вернуться снова
К молитве завтрашнего дня. - Ты только невозможным дразнишь,
Немыслимым томишь меня… - Никого. Только ночь и свобода.
Только жутко стоит тишина. - В подушках, в кресле, на диване
Живут стыдливые слова. - В большинстве случаев люди живут настоящим, то есть ничем не живут, а так – существуют. Жить можно только будущим.
- О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита! - Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит! - Невозможное было возможно,
Но возможное — было мечтой. - Ненависть — чувство благородное. Потому что она вырастает из пепла сгоревшей любви.
- Душа настоящего человека есть самый сложный, самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент.
- Ты твердо знаешь: в книгах — сказки, а в жизни — только проза есть.
- О, я хочу безумно жить: все сущее увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить!
- Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
- Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день.
- Но гибель не страшна герою, пока безумствует мечта!
- Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи. - … сила страсти — ничто пред холодом ума!..
- Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
- С ума сойду, сойду с ума,
Безумствуя, люблю,
Что вся ты — ночь, и вся ты — тьма,
И вся ты — во хмелю…Что душу отняла мою,
Отравой извела,
Что о тебе, тебе пою,
И песням нет числа!.. - И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.