Обрушившиеся на Русь несчастья не сломили людей. Уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам, возвращались в свои разрушенные города. И начинали налаживать жизнь по новой. История России: Русь расправляет крылья.
Наиболее удаленные от Золотой Орды были Москва, Суздаль, Владимир, Ростов, Тверь, Ярославль. В эти северо-восточные земли и направлялись переселенцы из других русских краев. Все необходимое для жизни давала природа — земли для обработки; леса, богатые дичью; богатые рыбой реки и озера.
Князья Северо-Восточной Руси ставили новые города и крепости. Возрождались ремесла. На Руси трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особенно ценились мастера по изготовлению доспехов и вооружения — лучники, щитники, кольчужники, бронники.
Из города в город потянулись купеческие караваны. Под защитой князей купцы торговали спокойно и прибыльно.
Возникали новые монастыри. В 14 веке возле города Радонежа возник Троицкий — позднее Троице-Сергеев монастырь. Его основал Сергий, в последствии названный Радонежским. Князья, бояре и простой люд шли за советом к старцу. Он всем помогал словом, ни кому не отказывал. В 1380 году он благословлял князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
Основанный Сергием монастырь прославился на всю Русь.
Московский князь Иван Данилович правил с 1325 по 1340 года.
Он был внуком Александра Невского. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и ещё семь мелких городов. Но со временем маленькое княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.
Москва при Иване Даниловиче богатела и росла. В нее переселялись купцы и ремесленники, желающие жить под надежной защитой. Князь заботился о порядке в своем княжестве. Москва успешно торговала. Летом на пристанях Москвы-реки стояли корабли с товаром, зимой тянулись санные обозы.
По Москве-реке шли плоты с белым камнем, который добывали недалеко от Москвы. На Боровицком холме возводили первые белокаменные соборы.
Крепость обнесли новыми дубовыми стенами вместо бревенчатых заборов. В ту пору крепость стала именоваться Кремлем. Возле Кремля образовалось торжище — место торговли.
При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань и делал богатые подарки, но ещё собирал дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела.
При правлении Ивана Калиты нашествия и погромы монголов прекратились.
Князь понял, что причина всех бедствий Руси — удельные князья. Он стал сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли. За это его называют первым собирателем Руси.
Народ дал князю прозвище — Калита. Калита — так на Руси называли кожаную сумку для денег.
Калитой окрестили князя по двум причинам:
- ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
- Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи нищим.
Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это была шапка Мономаха.
Иван Калита в своем завещании назвал шапку Мономаха золотой шапкой. Легенда гласит, что ее Калите прислал в подарок византийский император Константин Мономах. Шапка сделана из 8 золотых пластин, которые покрыты узорами и драгоценными рубинами и изумрудами. Она увенчана крестом.
Шапка Мономаха — это одна из самых известных и значимых регалий русского царства, символизирующая власть и единство государства.
Она служила олицетворением царской власти и легитимности правления. Использовалась во время коронаций русских царей и императоров, подтверждая их право на трон.
Шапка символизировала связь между древними традициями и современным государственным устройством. Подчеркивала преемственность власти от княжеской эпохи к царской.
Этот артефакт стал важным элементом русского культурного наследия, олицетворяющим национальную идентичность и единство народа.
Шапка Мономаха также имела религиозную символику, ассоциируясь с благословением и защитой свыше. Это придавало дополнительный вес власти правителей.
Таким образом, Шапка Мономаха не только является важным историческим артефактом, но и играет ключевую роль в формировании национальной идентичности и традиций России.