Духовная жизнь Серебряного века.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, оказались несостоятельными и требовали пересмотра.

Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный рассвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся  художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX века называют Серебряным веком русской культуры.

Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей.

К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 год увеличились более чем в 5 раз.

Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получали право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.

Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и других. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, в Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.

Открылись педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.

В 1914 году в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тысяч человек. Свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

В начале XX века Россия внесла весомый вклад в мировую научно-технический прогресс.

Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и с другим). Он создал первую в России физическую школу.

Значительные открытия в теории и практике самолетостроения сделал Н.Э. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С.А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель  Калужской  гимназии К.Э. Циолковский. В 1903 году он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавшихся возможность космических полетов.

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для новых научных направлений геохимии, биохимии, радиологии.  Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 году Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В.О. Ключевский, А.А. Корнилов,  Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П.Г. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Е.В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Большое место в трудах русских философов занимала русская идея —  проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, предназначения (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

В традициях русской реалистической школы работал Л.Н. Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех против  притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно.

Антон Павлович Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых он отразил происходящие в начале века социальные изменения. И.А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А.И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовная опустошенность офицеров («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы встал Максим Горький («Враги»,»Мать»). В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов: С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков.

Всё громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. Поэты символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждали, что вера, религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаданса: в поэзии преобладали настроение тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.Я. Брюсова. После 1909 года наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрения к «лишенному души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубину души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Александра Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина»), и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»).

Акмеисты (от греческого акме —  высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н.С. Гумилёва, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Русская художественная культура начала XX века испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозглашения «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от латинского футурум — будущее). Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихотворения. Футуристы придумали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея», — В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученого, В.В. Маяковский, В.В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И.В. Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.

Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало Общество передвижников. И.Е. Репин закончил в 1906 году грандиозное платно «Заседание Государственного совета». Историческая живопись В.И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму хранили Н.В. Нестеров, братья В.М. и А.М. Васнецовы и другие.

Законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников реалистов, как К.А. Коровин, В.А. Серов.

Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали, что искусство — это самостоятельная, самая ценная сфера человеческой деятельности и она не должна зависеть от политических и социальных влияний. Его задача приносить красоту в жизни людей. За длительный период (объединение возникло в 1898 году и просуществовала с перерывами до 1925 года) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, К.A. Сомов.

В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников: П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян и другие, тесно связанных с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников как М.А. Врубель, И.С. Петров-Водкин и другие. Ряд крупнейших русских художников: В.В. Кандинский, А.В Лентулов, М.З Шагал, П.Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардная тенденции с национальными традициями русского искусства.

Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты П.П. Трубецкого (Л.Н. Толстой, С.Ю. Витте, В.И. Шаляпин и другие). Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III , открытый в Петербурге в октябре 1909 года и вызвавший оживленные споры публики.

Соединением тенденции импрессионизма и модерна характеризуется творчества А.С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщенного образа явления: скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящая» и другие.

Значительный след в искусстве Серебряного века оставила С Т. Конёнков. Он прошел через увеличение Микеланджело: «Самсон, разрывающий цепи»: русской народной деревенской скульптурой: «Лесник», «Нищая братия»: передвижническими традициями: «Камнебоец»: традиционным реалистическим портретом: «А.П. Чехов», сохраняя яркую творческую индивидуальность.

Во второй половине XIX века перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столице, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры, банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.

Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции: особняк З.Г. Морозовой, дом А.Н. Рябушинского. Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902-1904гг.). В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рациональному модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций: банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества.

Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И.В. Желтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооруженного по проекту В.Ф. Валькотта.

В начале XX века творческий взлет пережили великие русские композиторы-новаторы А Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова, И.В. Ершова.

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М.И. Петина, балет подчинялся новом эстетическим требованиям. Молодые постановщики А.А. Горский и М.И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горкого и Фокина оформляли К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А.T. Павлову, Т П. Карсавину, В.Ф. Нежинского и других.

В поисках находился театр. К.С. Станиславский — основатель психологической актёрской  школы — будущее театры видел в углубленном психологическом реализме, искусстве актерского перевоплощения. В.Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщенности, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е.Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Все отчётливее проявлялась тенденция к присоединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С.П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства — кинематограф. Первые  «электротеатры» и «иллюзионы» открылись России в 1903 году, а в 1914 году зрителей приглашали уже около 4 тысяч кинотеатров. В 1908 году была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 году — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работала почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с драматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я.А. Протазанов, актёры И.И. Мозжухин, В.В. Холодная, А Г. Коонен и другие. Кинематограф был доступен всем слоям населения.


Культура начала XX века пережила необычный рассвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не была преодолено одно из самых основных противоречий русской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.




С П Р А В К А


Биосфера — область распространения жизни на земле.

Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Нобелевская премия — премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно шведской академией наук за счёт средств, оставленных промышленникам А. Нобелем.

Ноосфера — новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития. 


Вам также может понравиться...

1 комментарий

  1. Ярослав говорит:

    Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др. Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *