Духовная жизнь в 20-е года XX века.

Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение единой трудовой школе РСФСР». В его основе были передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение личности ребенка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: в школах убирались парты, отменились уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

Декретом СНК от 2 августа 1918 года преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 году выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции. Духовная жизнь в 20-е гг. XX в.

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века.

Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, C. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии. 

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах K. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б.М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича. 

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков, Назовем среди них основоположника теории современного самолетостроения H. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране.

В августе 1921 года состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв. 

В конце августа 1922 года советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев. C. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк A. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним. 

В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 года культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 году была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии»

В июле 1921 года в Праге вышел сборник статей «Смена вех». 

После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн её граждан — офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали её падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране.

В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось, вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придет к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В НЭПе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками — «сменовеховства» — Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн

«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране. 

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе.

Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. 

Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование. 

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 году стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 года он предал большевиков анафеме. 

Когда в 1921 году в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию. 

В ответ в феврале 1922 года Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабеж церковного имущества. В течение трёх месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви. 

В апреле-мае 1922 года в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведён в тюрьму. 

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 году власти не допустили выборов нового париарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Пётр был выслан на Соловки

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.

Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 году оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинства, а социального происхождения авторов. Всё вышедшее под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным. 

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), A. Весёлого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою»

Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира, Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Это жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра — В. Н. Дени («Банда»), Д. С. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. В. Маяковский. 

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХPР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 году В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна. 

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. 

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру. 

С П Р А В К А


из первого послания патриарха Тихона. 19 января 1918 г.

Темное время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле… всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Опомнитесь, безумцы прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение… 


ИЗ ЗАПИСКИ В. И. ЛЕНИНА. 19 МАРТА 1922 года . 

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом… Без этого никакая государственная работа вообще, какое хозяйственное строительство в частности… совершенно немыслимые… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. 


1922 год — высылка из России 160 деятелей культуры. 


Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви. 

Атеизм — отрицание религии.

Конструктивизм — направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования (конструирования) особой среды, окружающей человека. 

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *